Официант
ПодробнееОФИЦИАНТ
Профессия входит в категорию персонала,
который профессионально занимается обслуживанием посетителей на предприятиях
питания.
История профессии
Профессия
появилась более 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. На фресках в пирамидах обнаружили
изображения людей, облаченных в единую форму и подающих блюда фараонам. Скорее
всего, это были рабы, которые занимались лишь тем, что прислуживали за столом.
На
самом деле сложно присвоить первенство в зарождении этой профессии какой-то одной
стране. Ведь в любом заведении, которое сейчас называется предприятием
общественного питания, всегда были люди, подносившие гостям еду и напитки.
Долгое время официанты занимались не только обслуживанием посетителей, но и
уборкой на кухне и в зале. В XIX веке, когда ресторанное дело начало активно
развиваться, обязанности официанта свелись только к непосредственному общению с
клиентами – их консультированию, приему заказов и раздаче готовых блюд.
Многие
известные личности начинали свой трудовой путь именно с профессии официанта.
Например, Ален Делон подрабатывал в пивной, Бред Пит – в ресторане быстрого
питания.
Уникальность профессии
Профессия
официанта традиционно популярна и востребована на рынке труда, поскольку
индустрия общественного питания постоянно расширяется: люди все чаще
предпочитают завтракать, обедать и ужинать вне дома.
Официант
может найти себе работу даже в разгар самого жесткого кризиса или массовой
безработицы.
Официант
– это «лицо» и «душа» любого бара, кафе или ресторана. От него зависит
настроение клиента, а значит и прибыль, и успешность бизнеса. И, если
посетителю не понравится то, как его обслужили, он не вернется в это место,
какими бы изысканными ни были блюда.
Профессия
широко востребована среди студентов и молодёжи.
Необходимое образование
Начальное профессиональное образование
(профшкола); или
Среднее специальное образование (колледж);
или
Краткосрочные и среднесрочные сертифицированные
профессиональные курсы обучения; или
Профессиональный опыт
Вид труда
Официант
относится к категории «рабочий».
Профессия
в основном ориентирована на общение и взаимодействие с людьми.
Работа
официанта достаточно напряженная. Он практически постоянно находится в
движении.
Хорошая
физическая подготовка, высокая силовая выносливость и крепкое здоровье.
Трудовые обязанности
– готовить зал к обслуживанию
потребителей;
– оформлять и сервировать столы;
– принимать заказы от потребителей,
оказывать им помощь в выборе блюд и напитков;
– своевременно менять скатерти и салфетки,
посуду по мере их загрязнения;
– контролировать своевременность
приготовления и товарный вид блюд и напитков;
– подавать блюда и напитки;
– обслуживать торжества общественного
питания в организациях, на дому, по заказам;
– вводить заказ в автоматизированную
систему управления предприятия питания;
– выводить окончательную сумму заказа,
подавать потребителю счет и производить полный расчет за заказ;
– производить уборку и поддерживать
чистоту в зале.
Профессиональные знания
– право
и законодательство;
– туризм
и гостеприимство;
–
этика и психология обслуживания;
–
техника безопасности и жизнедеятельности;
–
информационные технологии;
–
профессиональный стандарт.
Надпрофессиональные навыки и умения
– клиентоориентированность;
–
коммуникативность;
– эффективное
решение нестандартных задач и проблем;
– работа в
команде;
– работа в режиме
многозадачности;
– точность и
внимательность к деталям;
– адаптивность и
гибкость;
– экологическое
мышление;
– способность к
(само)обучению.
Условия допуска к работе
–
наличие медицинской книжки;
–
прохождение инструктажа по охране труда, техники безопасности и пожарной
безопасности на рабочем месте.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
– высокий
спрос на рынке труда;
– возможность
работать в заведениях различной направленности;
– скользящий
график работы;
– получение
необходимых для работы навыков непосредственно на рабочем месте;
– предоставление
бесплатного питания (в зависимости от условий трудового договора);
– общение
с большим количеством самых разных людей;
– насыщенный
разными событиями рабочий день;
– отсутствие
необходимости в получении высшего образования;
–
хорошие перспективы карьерного роста.
Минусы:
– большие
физические нагрузки;
–
материальная ответственность;
–
ненормированный график работы;
–
стрессогенность и серьезная эмоциональная нагрузка;
– периоды
рутинной монотонной работы.
Место работы
Предприятия
общественного питания и средства размещения: рестораны; кофейни; бары; кафе,
мероприятия, требующие обслуживания гостей.
Карьера и перспектива
Положительная
характеристика официанта с места работы открывает ему двери в респектабельные
заведения более высокого уровня. Работник может начать свою трудовую
деятельность с подносом в руках, а затем получить высшее образование и перейти
на менеджерскую должность, если у него есть к этому способности. Если сотрудник
не считает работу официантом вершиной своих достижений, то, дополнительно
обучаясь и проявляя свои лучшие качества, он может дослужиться до должности
старшего официанта, метрдотеля, менеджера зала или управляющего. В крупных
компаниях можно стать и директором предприятия общественного питания.
Отзывы о профессии
«Из официанта можно легко вырасти в администратора или
метрдотеля, а в дальнейшем и до управляющего. Мне уже не раз предлагали, но мне
комфортнее в официантах. Надо понимать, что работа администратора – это больше
ответственности, больше обязанностей, однако это открывает еще более новые
перспективы для дальнейшего роста».
Рустам Ишматов, официант
«Самое главное качество официанта после расторопности –
вежливость. Он обязан помнить, что находится в ресторане для того, чтобы
обслуживать и даже прислуживать. И должен делать это с видимым удовольствием,
то есть, постоянно улыбаясь. Человек, который не умеет искренне улыбаться
людям, обслуживая их, должен понимать, что ему категорически не подходит работа
официантом. Отзывы в виде чаевых, которые составляют львиную долю заработка,
такого работника не порадуют».
Анвар Темиров, официант со стажем
«Официант – профессия, приносящая
стабильный доход. Ты привыкаешь, что, уходя со смены, у тебя будут хоть
какие-то деньги, не надо ждать зарплаты. Также это общение, знакомства, новая
информация. Ты вроде бы работаешь на одном и том же месте, и все одинаково, но
на самом деле нет – каждый день что-то новое. Навыки, полученные в общепите, могут
пригодиться в любой сфере: это коммуникабельность, красивая грамотная речь,
эрудированность. Кроме того, в каком-то смысле можно приравнять официанта к
психологу-практику. У нас люди все разные, темпераменты разные, ко всем надо
находить подход, уметь находить общий язык. Это очень интересно. Официант не
стоит на месте, он развивается – либо горизонтально, либо вертикально».
Талгат
Ибргимов, официант со стажем
«Профессия наша довольно востребована,
поскольку рестораны и кафе всегда существовали, и будут развиваться и
приумножаться. Так что при желании эту профессию можно осваивать и набираться
опыта, со временем можно стать настоящим профессионалом. Конечно, трудиться приходиться довольно много и
тратить при этом немало сил, энергии и нервов. Лишь в фильмах официанты
получают огромные чаевые, не прикладывая к этому практически никаких усилий,
очаровывают соблазнительных красоток, гуляют на вечеринках и посещают клубы. Минусов,
конечно, тоже хватает, это большие физические нагрузки и общение с конфликтными
посетителями, довольно сложный график работы и материальная ответственность,
большое количество стрессов и негатива. Однако, плюсы зачастую бьют недостатки
и поэтому я посвятила себя этой профессии, и мне это очень нравится. Сегодня я
уже старший официант, у меня большая бригада официантов, я делюсь с ними своим
опытом. Чтобы стать профессионалом своего дела, нужно любить свою работу и
много трудиться».
Ирина
Золотухина, старший официант
Где получить образование?
Освоить
профессию несложно:
–
профессиональных колледжах туризма и сервиса;
1 |
Бухарский
техникум туризма и культурного наследия |
Бухарская
область |
93 475
05 40 |
2 |
Ташкентский техникум туризма
и гостиничного менеджмента |
г.
Ташкент |
97 751
22 29 |
3 |
Шахрисабский
техникум туризма и культурного наследия |
Кашкадарьинская
области |
90 811
30 03 |
4 |
Маргиланский
колледж туризма и сервиса |
Ферганская
область |
90 363
11 39 |
5 |
Андижанский
колледж туризма и сервиса |
Андижанская
область |
99 907
69 98 |
6 |
Ташкентский
колледж туризма и бизнеса |
г.
Ташкент |
99 880
59 32 |
– на
курсах переподготовки в образовательных учреждениях.
1 |
KHOREZM TARJIMONI |
Хорезмская
область |
99
96 542 91 |
2 |
SHOVOT ZIYO – NUR |
Хорезмская
область |
99 771
78 87 |
3 |
SCRIBER ENGINEERING ARTS |
Навоийская область |
91 330 66 00 |
4 |
DISCOVERY FLY |
Андижанская область |
91 496 00 11 90 145 64 06 99 438 03 70 |
5 |
TRAVELSTUDY |
г. Ташкент |
71 241 22 40 71 244 87 48 |
6 |
MASHRIQ MASH`ALI |
г. Ташкент
|
97 343 00 44 90 346 20 55 |
7 |
NAVRO`Z PAZANDA TA`LIM |
г.
Ташкент |
97 400
75 17 71 245
64 62 |
8 |
NEW OPPORTUNITY |
г. Ташкент |
71 239 17 76 71 239 17 86 |
9 |
TASHBILIM SAVDO |
г.
Ташкент |
90 990 37 70 |
Информация для работодателей
Ссылка
на профессиональный стандарт «Официант» – https://profstandart.mehnat.uz/ru/profStandart/1004