Официант

Официант

Подробнее

ОФИЦИАНТ

Профессия входит в категорию персонала, который профессионально занимается обслуживанием посетителей на предприятиях питания.

История профессии

Профессия появилась более 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. На фресках в пирамидах обнаружили изображения людей, облаченных в единую форму и подающих блюда фараонам. Скорее всего, это были рабы, которые занимались лишь тем, что прислуживали за столом.

На самом деле сложно присвоить первенство в зарождении этой профессии какой-то одной стране. Ведь в любом заведении, которое сейчас называется предприятием общественного питания, всегда были люди, подносившие гостям еду и напитки. Долгое время официанты занимались не только обслуживанием посетителей, но и уборкой на кухне и в зале. В XIX веке, когда ресторанное дело начало активно развиваться, обязанности официанта свелись только к непосредственному общению с клиентами – их консультированию, приему заказов и раздаче готовых блюд.

Многие известные личности начинали свой трудовой путь именно с профессии официанта. Например, Ален Делон подрабатывал в пивной, Бред Пит – в ресторане быстрого питания.

 

Уникальность профессии

Профессия официанта традиционно популярна и востребована на рынке труда, поскольку индустрия общественного питания постоянно расширяется: люди все чаще предпочитают завтракать, обедать и ужинать вне дома.

Официант может найти себе работу даже в разгар самого жесткого кризиса или массовой безработицы.

Официант – это «лицо» и «душа» любого бара, кафе или ресторана. От него зависит настроение клиента, а значит и прибыль, и успешность бизнеса. И, если посетителю не понравится то, как его обслужили, он не вернется в это место, какими бы изысканными ни были блюда.

Профессия широко востребована среди студентов и молодёжи.

 

Необходимое образование

 

Начальное профессиональное образование (профшкола); или

Среднее специальное образование (колледж); или

Краткосрочные и среднесрочные сертифицированные профессиональные курсы обучения; или

Профессиональный опыт

 

Вид труда

 

Официант относится к категории «рабочий».

Профессия в основном ориентирована на общение и взаимодействие с людьми.

Работа официанта достаточно напряженная. Он практически постоянно находится в движении.

Хорошая физическая подготовка, высокая силовая выносливость и крепкое здоровье.

Трудовые обязанности

– готовить зал к обслуживанию потребителей;

– оформлять и сервировать столы;

– принимать заказы от потребителей, оказывать им помощь в выборе блюд и напитков;

– своевременно менять скатерти и салфетки, посуду по мере их загрязнения;

– контролировать своевременность приготовления и товарный вид блюд и напитков;

– подавать блюда и напитки;

– обслуживать торжества общественного питания в организациях, на дому, по заказам;

– вводить заказ в автоматизированную систему управления предприятия питания;

– выводить окончательную сумму заказа, подавать потребителю счет и производить полный расчет за заказ;

– производить уборку и поддерживать чистоту в зале.

Профессиональные знания

 

– право и законодательство;

– туризм и гостеприимство;

– этика и психология обслуживания;

– техника безопасности и жизнедеятельности;

– информационные технологии;

– профессиональный стандарт.

Надпрофессиональные навыки и умения

 

– клиентоориентированность;

– коммуникативность;

– эффективное решение нестандартных задач и проблем;

– работа в команде;

– работа в режиме многозадачности;

– точность и внимательность к деталям;

– адаптивность и гибкость;

– экологическое мышление;

– способность к (само)обучению.

 

Условия допуска к работе

– наличие медицинской книжки;

– прохождение инструктажа по охране труда, техники безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте.

 

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

– высокий спрос на рынке труда;

– возможность работать в заведениях различной направленности;

– скользящий график работы;

– получение необходимых для работы навыков непосредственно на рабочем месте;

– предоставление бесплатного питания (в зависимости от условий трудового договора);

– общение с большим количеством самых разных людей;

– насыщенный разными событиями рабочий день;

– отсутствие необходимости в получении высшего образования;

– хорошие перспективы карьерного роста.

Минусы:

– большие физические нагрузки;

– материальная ответственность;

– ненормированный график работы;

– стрессогенность и серьезная эмоциональная нагрузка;

– периоды рутинной монотонной работы.

 

Место работы

Предприятия общественного питания и средства размещения: рестораны; кофейни; бары; кафе, мероприятия, требующие обслуживания гостей.

 

Карьера и перспектива

Положительная характеристика официанта с места работы открывает ему двери в респектабельные заведения более высокого уровня. Работник может начать свою трудовую деятельность с подносом в руках, а затем получить высшее образование и перейти на менеджерскую должность, если у него есть к этому способности. Если сотрудник не считает работу официантом вершиной своих достижений, то, дополнительно обучаясь и проявляя свои лучшие качества, он может дослужиться до должности старшего официанта, метрдотеля, менеджера зала или управляющего. В крупных компаниях можно стать и директором предприятия общественного питания.

Отзывы о профессии

«Из официанта можно легко вырасти в администратора или метрдотеля, а в дальнейшем и до управляющего. Мне уже не раз предлагали, но мне комфортнее в официантах. Надо понимать, что работа администратора – это больше ответственности, больше обязанностей, однако это открывает еще более новые перспективы для дальнейшего роста».

Рустам Ишматов, официант

«Самое главное качество официанта после расторопности – вежливость. Он обязан помнить, что находится в ресторане для того, чтобы обслуживать и даже прислуживать. И должен делать это с видимым удовольствием, то есть, постоянно улыбаясь. Человек, который не умеет искренне улыбаться людям, обслуживая их, должен понимать, что ему категорически не подходит работа официантом. Отзывы в виде чаевых, которые составляют львиную долю заработка, такого работника не порадуют».

Анвар Темиров, официант со стажем

 

«Официант – профессия, приносящая стабильный доход. Ты привыкаешь, что, уходя со смены, у тебя будут хоть какие-то деньги, не надо ждать зарплаты. Также это общение, знакомства, новая информация. Ты вроде бы работаешь на одном и том же месте, и все одинаково, но на самом деле нет – каждый день что-то новое. Навыки, полученные в общепите, могут пригодиться в любой сфере: это коммуникабельность, красивая грамотная речь, эрудированность. Кроме того, в каком-то смысле можно приравнять официанта к психологу-практику. У нас люди все разные, темпераменты разные, ко всем надо находить подход, уметь находить общий язык. Это очень интересно. Официант не стоит на месте, он развивается – либо горизонтально, либо вертикально».

Талгат Ибргимов, официант со стажем

 

«Профессия наша довольно востребована, поскольку рестораны и кафе всегда существовали, и будут развиваться и приумножаться. Так что при желании эту профессию можно осваивать и набираться опыта, со временем можно стать настоящим профессионалом. Конечно, трудиться приходиться довольно много и тратить при этом немало сил, энергии и нервов. Лишь в фильмах официанты получают огромные чаевые, не прикладывая к этому практически никаких усилий, очаровывают соблазнительных красоток, гуляют на вечеринках и посещают клубы. Минусов, конечно, тоже хватает, это большие физические нагрузки и общение с конфликтными посетителями, довольно сложный график работы и материальная ответственность, большое количество стрессов и негатива. Однако, плюсы зачастую бьют недостатки и поэтому я посвятила себя этой профессии, и мне это очень нравится. Сегодня я уже старший официант, у меня большая бригада официантов, я делюсь с ними своим опытом. Чтобы стать профессионалом своего дела, нужно любить свою работу и много трудиться».

Ирина Золотухина, старший официант

 

Где получить образование?

Освоить профессию несложно:

– профессиональных колледжах туризма и сервиса;

 

1

Бухарский техникум туризма и культурного наследия

Бухарская область

93 475 05 40

2

Ташкентский техникум туризма и гостиничного менеджмента

г. Ташкент

97 751 22 29

3

Шахрисабский техникум туризма и культурного наследия

Кашкадарьинская области

90 811 30 03

4

Маргиланский колледж туризма и сервиса

Ферганская область

90 363 11 39

5

Андижанский колледж туризма и сервиса

Андижанская область

99 907 69 98

6

Ташкентский колледж туризма и бизнеса

г. Ташкент

99 880 59 32

 

– на курсах переподготовки в образовательных учреждениях.

 

1

KHOREZM TARJIMONI

Хорезмская область

99 96 542 91

2

SHOVOT ZIYO – NUR

Хорезмская область

99 771 78 87

3

SCRIBER ENGINEERING ARTS

Навоийская область

91 330 66 00

4

DISCOVERY FLY

Андижанская область

91 496 00 11

90 145 64 06

99 438 03 70

5

TRAVELSTUDY

г. Ташкент

71 241 22 40

71 244 87 48

6

MASHRIQ MASH`ALI

г. Ташкент

 

97 343 00 44

90 346 20 55

7

NAVRO`Z PAZANDA TA`LIM

г. Ташкент

97 400 75 17

71 245 64 62

8

NEW OPPORTUNITY

г. Ташкент

71 239 17 76

71 239 17 86

9

TASHBILIM SAVDO

г. Ташкент

90 990 37 70

 

 

 

 

Информация для работодателей

Ссылка на профессиональный стандарт «Официант» – https://profstandart.mehnat.uz/ru/profStandart/1004

X