КОНСЬЕРЖ
Профессия входит в категорию обслуживающего персонала, который обеспечивает клиентов гостиницы надлежащим набором бытовых услуг для создания комфортных условий проживания.
Консьерж в отеле это практически волшебник способный исполнить любую прихоть гостя. Специалист, который работает на этой должности – уметь… все!
История профессии
Слово «консьерж» заимствовано из французского языка, обозначает «хранитель ключей». Первые упоминания о консьержах датируются XII в., и первоначально в их обязанности входило поддержание горения свечей в замке и хранение ключей. В XIX в. пошла новая «волна» в отелях Парижа, а расцвет и широкое распространение консьерж-услуги получили в прошлом веке, когда в 1929 г.была создана профессиональная ассоциация консьержей. После чего профессия широко распространилась по всему миру.
Уникальность профессии
В Узбекистане профессия консьержа пока не получила широкого признания и распространения. Тем не менее, в крупных гостиницах они уже широко используются.
Перспективность данной профессии объясняется открытием новых гостиниц, ресторанов, бизнес-центров и развитием уже существующих, а также вхождением на туристский рынок международных брендов.
Необходимое образование
Начальное профессиональное образование (профшкола); или
Среднее специальное образование (колледж); или
Краткосрочные и среднесрочные сертифицированные профессиональные курсы обучения.
Вид труда
Работа консьержа считается одной из самых хлопотных в гостинице. Это что-то вроде универсального бюро добрых услуг. На плечах консьержа гостиницы лежит обязанность по обеспечению гостей всем необходимым для комфортного проживания в гостинице. Консьерж специалист, к которому в любое время суток можно обратиться гость за оперативной информацией или помощью. Работа консьержа — это личное обаяние, общение, связи, дружба.
Трудовые обязанности
– предоставлять гостям полную информацию о гостинице, и услугах гостиницы;
– предоставлять справочную информацию о городе, событиях, исторических и культурных достопримечательностях, развлекательных заведениях;
– принимать и выполнять запросы и просьбы гостей по услугам в гостиницы;
– оказывать помощь в получении услуг по бронированию авиабилетов и железнодорожных билетов, билетов в театры, на музыкальные и развлекательные мероприятия, в музеи, по аренде автомобилей, такси, информации по работе городского транспорта, об офисных услугах, услугах магазинов, ресторанов, баров, медицинских учреждений и прочих услуг, оказываемых организациями в городе
– заказывать экскурсии и организовывать развлекательные программы для гостей;
– принимать корреспонденцию для гостей и доставлять адресату;
– выполнять личные поручения гостя и заказы дополнительных услуг;
– контролировать список приезжающих гостей, выделяя категорию VIP (особое внимание), и обеспечивает данной информацией заинтересованные службы.
Базовые знания
– туризм и гостеприимство;
– этика и психология обслуживания;
– техника безопасности и жизнедеятельности;
– информационные технологии;
– профессиональный стандарт.
Надпрофессиональные навыки
– клиентоориентированность;
– коммуникативность;
– эффективное решение нестандартных задач и проблем;
– эмоциональная грамотность;
– принятие решений;
– работа в команде;
– точность и внимательность к деталям;
– адаптивность и гибкость;
– экологическое мышление;
– способность к (само)обучению.
Условия допуска к работе
– прохождение инструктажа по охране труда, техники безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
– часто работодатели обеспечивают сотрудникам питание;
– возможен карьерный рост;
– общение с людьми, наработка полезных связей;
– расширение кругозора.
Минусы:
– работа на ногах (физические нагрузки) в течение смены;
– в периоды наплыва гостей – высокий и напряженный труд;
– стрессовые ситуации (на консьержа часто обрушивается необоснованный гнев гостей гостиниц).
Место работы
Крупные гостиницы, бутик-отели, рестораны, бизнес-центры
Карьера и перспектива
Профессия консьерж приобретает популярность. Работодатель нуждается в ответственных, порядочных и аккуратных работниках, обеспечивающих гостинице, репутацию и в конечном счёте прибыль.
Если консьерж становится профессионалом в своём деле, имеет хороший опыт работы, знает всё о своей сфере и владеет иностранными языками, он вполне может вырасти до администратора гостиницы.
Отзывы о профессии
«В ходе работы консьержем я перестал удивляться просьбам гостей, приведу несколько реальных запросов от требовательных постояльцев фешенебельных отелей: укоротить ножки всей мебели в номере на 4,5 см; сделать так, чтобы солнечные лучи попадали в окна номера строго под углом 45 градусов (было изготовлено специальное сооружение); срочно доставить эксклюзивное постельное белье определенной марки (именитая гостья наотрез отказывалась ложиться спать) – доставка заняла всего несколько часов; ежедневно доставлять парное молоко к завтраку; выбрать и купить дом».
Томас Саймон, Президент ассоциации консьержей
«В нашей профессии (особенно если говорить о работе в отелях класса люкс) самое главное ‒ это аккуратность и осмотрительность во всем: только так наши гости смогут полностью довериться нам. Поручения наших посетителей очень разнообразны, поэтому полезно иметь связи в сферах искусства, моды, музыки, кино, театра. Консьерж должен обладать прочной культурной базой, но только на практике можно научиться быстро, обрабатывать запросы клиентов и легко с ними справляться. Участливость ‒ вот что отличает хорошего консьержа».
Алессандро Арчиола, старший консьерж
«Летом я задержал вылет самолета. У меня гость вошел в аэропорт за 5 минут до вылета… и улетел. Сам не знаю, как я это сделал. У нас говорят, консьерж без удачи – это не консьерж. В той конкретной ситуации помогла случайность, звезды так сложились. Не последнюю роль в разрешении ситуации сыграла помощь коллеги из другой гостиницы. Сотруднику авиакомпании все равно, по какой причине человек опаздывает, у него таких звонков по 10 тысяч в день – он отвечает заученными фразами. И тут на помощь приходит где-то услышанная информация, интуиция, знание психологии: где-то надо посочувствовать, где-то чуть-чуть надавить, где-то попросить, где-то поплакаться…»
«Или другая ситуация. Человек подходит и говорит, что через 5 минут ему нужна машина. Но в час-пик ты не получишь автомобиль через такой короткий промежуток времени! Тут действую по-разному: звоню в транспортные компании, уговариваю диспетчера объявить по рации – вдруг кто-то рядом, или выхожу на знакомых водителей. Любой вопрос решается, если есть время и деньги. Консьерж – это не Бог, конечно. Но опять же, полет на Луну теоретически возможен. Вопрос только в том, когда и сколько это будет стоить».
Павлом Николаевым, начальником службы консьержей